Лидия "Лилия" Владимировна Литвяк (1921-1943)

 

    Лидия Владимировна Литвяк родилась в 1921 году в Москве, и сразу после окончания школы начала свою летную карьеру. В 14 лет она поступила в аэроклуб, получила в нем начальную подготовку, после чего ее направили в Херсонскую школу пилотов. Окончив летную школу Лидия Литвяк стала инструктором в аэроклубе, где не могла себя показать должным образом (до лета 1941 года ей не удалось налетать и 100 часов). С другой стороны, благодаря работе в аэроклубе, она смогла накопить больше опыта, чем тысячи других выпускников летных школ, брошенных прямо в бой.

         Свой боевой путь Лидия Литвяк начала в женском 586-м ИАП, куда попала нелегально, так как не имела необходимого летного опыта. Летом 1942 года полк патрулировал район Саратова. В августе 1942 года летчица попала в 268-ю ИАД (командир дивизии - Б.А. Сиднев), а оттуда, в начале сентября, была направлена в 437-й ИАП 201-й ИАД, где летала на истребителях Ла-5. Через две недели Лидия была переведена еще один раз, теперь она попала в 287-ю ИАД, где вместе с другими летчицами образовала при штабе дивизии отдельное женское звено. Затем судьба привела ее в элитарный 9-й ГвИАП. К этому вре- мени на ее боевом счету уже значились три победы. После длительного периода подготовки и организации полк в ноябре 1942 года оказался на фронте. В конце января - начале февраля 1943 года Лидия, в уже который раз, сменила часть (причины этого неясны). Однако командир 273-го ИАП, куда она хотела перевестись, Б.Н. Еремин отказался принять ее в свой полк.

     В 9-й ГвИАП Лидия тоже возвращаться не хотела, поэтому попала в 296-й ИАП (командир Н.И. Баранов), который вскоре был переименован в 73-й ГвИАП. В этом полку и прошла оставшаяся часть карьеры летчицы. Переходя к Баранову, Лидия была автором уже шести побед. Отношения Литвяк и Баранова складывались непросто. Например, Лидия имела привычку, возвращаясь с удачно выполненного задания, выполнить над аэродромом какую-нибудь фигуру высшего пилотажа, а комполка категорически запрещал это делать. Летчица так и не изменила своей привычке и Баранову пришлось уступить, поскольку Литвяк пользовалась огромной популярностью среди летчиков и персонала полка.

     Свою первую победу, сражаясь в рядах 437-го ИАП, Лидия одержала 13 сентября 1943 года. В этот день, выполняя свой второй боевой вылет летчица сбила сразу два самолета противника: ее жертвами стали Ju 88 и Me 109. До сих пор советские историки утверждают, что пилотом Me 109 был "какой-то немецкий граф". Наверное, тем самым хотят подчеркнуть, что добычей отважной летчицы стал родственник Бисмарка лейтенант Генрих Граф фон Айнзидель из JG 3 (35 воздушных побед), однако это невозможно, поскольку фон Айнзиделя еще 28 августа сбил старший лейтенант Черников.

     В следующий раз успех пришел 27 сентября, когда Литвяк с дистанции 30 метров всадила смертельную дозу свинца в Ju 88, а затем, действуя сообща с Беляевой сбила Me 109. 11 февраля 1943 года ей удалось сбить один Ju 88 и один Fw 190 (групповая победа). Следующий Ju 88 летчица сбила 22 марта 1943 года во время долгого и трудного боя, в котором она была первый раз ранена.    Еще раз ее легко ранило 1 б июля, а в третий раз она получила ранение уже 18 июля. 1 августа 1943 года Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила два самолета лично и один в группе, после чего, возвращаясь на базу была внезапно атакована и сбита Me 109. Практически никто из ее однополчан не заметил, как и где сбили летчицу. После того, как территория, где упал ее самолет была освобождена, предпринимались попытки отыскать место гибели Литвяк, но все закончилось безрезультатно. Поиски продолжались и после войны, но с тем же результатом. Лишь в 1979 году в деревне Дмитриевка обнаружили останки женщины, которые идентифицировали как останки Лидии Литвяк. Официальные органы дали себя в этом убедить лишь через 10 лет и только в 1988 году в личном деле летчицы запись "пропала без вести" заменили на "погибла, выполняя боевое задание".

     В 73-м ГвИАП Лидия нашла свою половину в лице летчика. Героя Советского Союза капитана, А. Соломатина (17+15: до февраля 1943 года 12+15, а на протяжении следующих трех с половиной месяцев сбил еще пять самолетов.). Соломатин тоже погиб в тяжелых боях на Донбассе. Для Лидии гибель мужа была огромной потерей: "...могильный холмик, прощальный салют... Лидию Литвяк никак не удается отвести от могилы. Ее почти силой оттаскивают... Мы потеряли своего товарища, она - командира и любимого человека". Лидия пережила своего мужа всего лишь на 2.5 месяца.

     Гибель Лидии Литвяк из разряда тех, которые называют "ненужными" или "бессмысленными". Летом 1943 года ее психические и физические силы были практически полностью исчерпаны (ее дважды ранило) и это было видно всем, однако ее популярность, с одной стороны, и ее сильная воля, с другой, привели к тому, что в ней видели то, что было создано ореолом славы, а не то, кем она в действительности была. Поэтому ей не дали возможности отдохнуть (как и многим другим пилотам, нуждавшимся в этом). Лидия погибла в возрасте 22 лет, сбив 11 самолетов индивидуально, три в группе и 1 аэростат - корректировщик артиллерийского огня. Этот результат не был побит ни одной женщиной в мире, поэтому можно без колебаний присвоить Лидии Литвяк титул "Королевы асов всех времен и народов".

     В 1990 году благодаря длительным усилиям ее боевых друзей, удалось продвинуть решение о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

             

Як - 1б на котором уходила на задания в 1943 году "Лилия".

 

     Она погибла, когда ей было 22 года, а мне сейчас 24, но я чувствуя еще себя такой молодой, не нюхавшей пороху и жизни, мне до нее далеко...

Используются технологии uCoz